Об экзамене
Экзаменационная работа состоит из 3 частей.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему более конкретно. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на частном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. Задания представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений.
Два задания с выбором ответа (№2 и №3) проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, выявляют уровень постижения вами основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи.
Одиннадцать заданий с кратким ответом (№4 - №14) проверяют комплекс умений, определяющих ваш уровень языковой и лингвистической компетенций. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Третья часть работы содержит три творческих задания (№15.1, №15.2, №15.3), из которых нужно выбрать только одно. Задание проверяет вашу коммуникативную компетенцию, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2015 года.
Оценивание
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
Отметка выставляется по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Учись у учеников (сочинения на лингвистическую тему)
Устная часть ОГЭ по русскому языку
Устная часть по русскому языку будет состоять из даух частей, включающих в себя четыре задания.
1 часть состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Время на подготовку - 2 минуты. При необходимости можно использовать "Поле для заметок".
2 часть состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который предложен для чтения и пересказа.
Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута. Высказывание не должно занимать более 3 минут. Необходимо привести НЕ МЕНЕЕ десяти фраз по теме высказывания.
Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись поточная аудиозапись.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов
Пояснения к демонстрационному варианту
УСТНОЙ ЧАСТИ
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устной части, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.Выразительно прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух.
У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.
Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байкон?р стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда!
(148 слов)
Пересказ текста.
Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королева — выдающегося конструктора и ученого, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева о Юрии Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Праздник (на основе описания фотографии).
2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточки участника экзамена
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать,
- когда проходит праздник;
- чему он посвящён;
- кто принимает участие в празднике;
- опишите присутствующих и их настроение.
|
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать,
- куда и когда Вы ходили в поход;
- с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
- как Вы готовились к походу (экскурсии);
- почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
|
Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде?
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
- Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему?
- Следовать моде можно только в одежде?
- Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
- Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
|
Как будет проходить экзамен?
На ваши ответы и действия экзаменатора даётся всего 15 минут.
Что за это время должно произойти?
1. Экзаменатор приветствует Вас, знакомит с заданиями и коротко рассказывает о содержании экзамена в течение 1 минуты.
2. Затем предлагает учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух.
Обращает Ваше внимание на то, что Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2
С этого начинается сам экзамен
3. За несколько секунд экзаменатор напоминает о готовности к чтению.
По команде Вы готовитесь к чтению вслух, читая текст про себя в течение 2 минут.
4. Когда время закончится, экзаменатор слушает Ваше выразительное чтение текста. При этом эмоционально реагирует на чтение ученика. Это длится 2 минуты.
5. Потом Вас переведут на другой вид работы. Объяснят, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания 2.
Вы готовитесь к пересказу с привлечением дополнительной информации в течение 1 минуты.
6. Потом у Вас забирают исходный текст. Слушают пересказ и эмоционально реагируют на ответ ученика.
Ваша задача состоит в том, что при пересказе текста, опираясь на свои записи, привлечь дополнительную информацию, оформив её в виде цитаты (лучшая форма – прямая речь). Ответ должен быть не более 3 минут.
7. Когда Вы закончили пересказ, забирают материалы, необходимые для выполнения задания 1и 2. Объясняют, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работали при выполнении заданий 1 и 2.
Предлагают выбрать вариант темы беседы и выдают соответствующую карточку.
8. Предлагают ознакомиться с темой монолога и предупреждают, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут.
9. Когда Вы подготовились к ответу за 1 минуту, слушают Ваш устный ответ, при этом эмоционально реагирует на монологическое высказывание ученика.
10.Как только Ваш монолог закончился, экзаменатор сразу переходит к заданию 4: задаёт вопросы для диалога. Учтите, что экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Это испытание длится 3 минуты.
Во время диалога экзаменатор эмоционально поддерживает ученика.